Sunday, July 26, 2015

Хоккеисты на песчаном карьере


Слышали о сезонных работах? Точно, слышали. Набирают толпу людей, которые за энное количество месяцев должны что-то выкопать, что убрать либо что-то выстроить. Отработали свой период, и ушли. А на их место пошли другие… И без того потом.
К чему предисловие? К тому, что обрисованная ниже история имела возможность случиться лишь в компании, практикующей сезонные работы. Вряд ли что-то похожее имело возможность случиться на простом учреждении. Но всё по режиму.
Итак, случилась эта история во второй половине 80-х годов ХХ века на одном из песчаных карьеров. Прибыл в том направлении ревизор. Простая ведомственная ревизия из министерства. Никаких «сигналов» о хищениях не поступало – просто необходимо было исполнить простую рутинную работу по ревизии обоснованности оплаты зарплаты сезонникам. Листал ревизор платёжные ведомости. Вроде всё верно – подписи кассира, главного бухгалтера и директора имеется, печать стоит, росписи в получении присутствуют. Скука смертельная. Ревизор от нечего делать стал фамилии сотрудников читать. Сидоров… Гавриков…Кротов… А вот увлекательная фамилия – Касатонов. А следом за ним в той же ведомости – Макаров, Ларионов, Крутов, Фетисов, Агейкин, Дроздецкий, Гимаев, Первухин, Билялетдинов. «Ух, ты! – удивился ревизор. – Прям сборная СССР по хоккею!». Пока ещё без всякой задней мысли, он запросил документы по приёму на работу всей указанной организации. Какой он узнал ответ? Сами додумались? Верно. Таких людей на работу не принимали. Но росписи-то в получении денежных средств были? А как же. Лишь «хоккеисты», перечисленные в платёжной ведомости, их не получали. И получить не могли.
А кто же их получил? На этот вопрос уже узнал ответ не ревизор, а сотрудники ОБХСС (для тех, кто во времена СССР не жил, расшифровываю – это Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности при МВД СССР). Оказалось, что кассир и бухгалтер, говоря словами Глеба Жеглова, организовали преступное сообщество, в просторечии именуемое «шайкой», заготовляя фальшивые зарплатные ведомости на несуществующих работников. В то время как чуть ли не каждый месяц приходят и уходят по сотне-иной человек, кто увидит каких-то десять-двадцать, которые больше месяца не работали? «Где правильней всего иного запрятать лист? В лесу. А камень? На морском берегу», - мудро увидел в своё время известный патер Браун, герой рассказов Гилберта Честертона. Где правильней всего иного запрятать «мёртвые души»? Промежь живых. Кстати, афера с «хоккеистами» и другими им похожими «сотрудниками» продолжалась приблизительно лет пять. И за это время было пару ревизий, но ревизоры ничего не увидели. По всей видимости, они просто не интересовались хоккеем… Кстати, сумма хищений оказалась большой и участники дела получили за «устройство на работу» виртуальных работников в полной мере настоящие периоды заключения.
Мне могут произнести – сейчас такое нереально. Имеется ИНН, СНИЛС, паспортные данные и другие методы аутентификации человека. Отвечаю – ещё как вероятно! Было бы желание.
Моралей у этой истории довольно много. Для проверяющих – никакая информация не бывает ненужной (не был бы хоккейным болельщиком ревизор – не распознал бы хищений). Для управления компании – нехорошая компания внутреннего надзора и документооборота содействует злоупотреблениям. Для жуликов – думать нужно, перед тем как подниматься на преступный маршрут, и не считать заблаговременно, что ты самый хитрый в этом мире! Точно, найдётся кто-то и похитрее.

Кирилл Пляс


No comments:

Post a Comment